Скоро Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м. Лекция 10 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]

Moderator
Команда форума
29 Мар 2020
294,598
1,430,329
113
#1
Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м. Лекция 10 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]



Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е.

Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.

Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.

Последнее десятилетие XX века стало для мирового искусства временем окончательного освобождения от национальных границ в стремительно глобализирующемся мире. Отправной точкой можно считать 1990 год и публикацию знаковой книги Хоми К. Бабы «Место культуры», где была разработана теория гибридности, радикально изменившая представления о постколониальном искусстве и идентичности.

Уже в 1991 году громко заявляет о себе новое поколение: выставка «Молодые британские художники» (YBA) потрясла мир провокационными работами Дэмиена Херста, включая его знаменитую акулу в формальдегиде. Она стала символом коммерчески успешного поворота в искусстве и нового типа художника-звезды.

Мировое признание глобального сдвига последовало в 1993 году, когда Аниш Капур получил «Золотого льва» на Венецианской биеннале, подчеркнув крах западного канона и триумфальное вхождение художников из бывших колоний в центр арт-системы.

Теоретическая мысль шла в ногу с художественными процессами. Николя Буррио в книге «Реляционная эстетика» предложил рассматривать искусство как форму социального взаимодействия и создания сообществ, а Рози Брайдотти в работе «Постчеловек» исследовала трансформацию человеческой субъективности в условиях технологических изменений и новых медиа.

Тем временем глобализация набирала обороты: Шанхайская биеннале 1996 года обозначила мощное вхождение Китая в международное художественное поле. А в 1999 году открытие Tate Modern в здании бывшей электростанции стало грандиозным символом нового «храма» современного искусства, где само музейное пространство было переосмыслено.

Финал десятилетия оказался символичным. 7-я Стамбульская биеннале в 2000 году, посвящённая теме «Мегаполис и идентичность», стала яркой иллюстрацией того, как искусство отражает и анализирует процессы глобализации, миграции и поиска самоидентификации на пороге нового тысячелетия.

Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ.

Программа

Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.

23 декабря
Цена 600 руб.


Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться