Литературное произведение появляется не только в момент создания. Оно подготавливается культурой народа на протяжении многих веков. Великие писатели (и в этом их величие) сознательно и бессознательно опираются на древние матрицы — миф, ритуал, фольклор. Они интуитивно чувствуют забытые смыслы языковых форм. И воспроизводят их.
На лекциях доктора филологических наук Евгения Евгеньевича Стефанского научимся распознавать эти глубинные коды. Различать временное и вечное. И видеть в литературе отражение универсальных тем человеческого опыта. Дух захватывает!
«Великие произведения литературы подготовляются веками, в эпоху же их создания снимаются только плоды длительного и сложного процесса созревания».
М.М. Бахтин, философ и литературовед
Зачем видеть культурные коды в литературе?
Образы и сюжеты, которые столетиями хранит культура, помогают глубже раскрыть смыслы литературных произведений (иногда от этой глубины может закружиться голова).
Это ключ к пониманию авторского замысла и живой связи с традицией. Чтение перестает быть только лишь интеллектуальной практикой — и становится встречей с древней мудростью, зашифрованной в словах.
Изучая культурные коды, мы видим за строками текста то, что объединяет людей вне времени и географии. Так литература становится продолжением и отражением коллективного опыта человечества.
Эксперт
Стефанский Евгений Евгеньевич — доктор филологических наук, автор более 150 научных работ (в том числе 4 монографий). Научные интересы: славянское языкознание, лингвокультурология, этнолингвистика. Директор Центра довузовской подготовки Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева. Лауреат Губернской премии (Самарская область) в области науки и техники. Автор книги «Миф в слове и поэтика сказки» (совместно с С.З.Агранович).
Что вы узнаете?
Как в литературе отражается опыт, верования, мировоззрение людей
Любопытное о происхождении русской обсценной лексики и «волчье-песьей» фразеологии
Как одни и те же понятия могут иметь различное символическое значение в разных языках
Как «бродячие» фольклорные сюжеты работают в «письменной» литературе
Как древнейшие культурные сценарии, восходящие к мифу и ритуалу, веками сохраняются на периферии коллективного сознания, а в определенные моменты актуализируются
Программа
Лекция 1. «Где-то там позади». История литературного произведения до его создания и ключевые концепты лингвокультуры
24 июля, четверг, в 19:00 (мск)
«Живое, растущее, становящееся, меняющееся значение» литературного произведения по М. М. Бахтину
Функциональный и мифопоэтический подход к анализу литературного произведения:
а) «Как закалялась сталь» Н. Островского как житие советского святого;
б) воспроизведение славянских миромоделирующих систем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»;
в) трактовки образов Молчалина и Лопахина в различных театральных постановках.
Концепт — понятие, погруженное в культуру
Ключевые концепты национальной культуры
Обряд инициации и социальная матрица «волчьей маргинальности». Происхождение мата и волчье-песьей фразеологии
Месть Ольги: «Бяше муж твой аки волк, восхищая и грабя» — муж Ольги князь Игорь как «волк"
Концепт «КНЯЗЬ» в «Трех Будрысах» А. Мицкевича и в балладе «Будрыс и его сыновья» А. Пушкина
Лекция 2. Обряд «Конница королей» и концепты «LĺTOST» и «ZÁŠŤ» в романе М. Кундеры «Шутка»
Лекция 3. Социальная матрица «волчьей маргинальности» и концепт «LJUTOST'» в повести А. Куприна «Поединок»
Лекция 4. Концептосфера романа М. Кундеры «Книга смеха и забвения»
Цена 1500 руб.
Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться