Литературное произведение появляется не только в момент создания. Оно подготавливается культурой народа на протяжении многих веков. Великие писатели (и в этом их величие) сознательно и бессознательно опираются на древние матрицы — миф, ритуал, фольклор. Они интуитивно чувствуют забытые смыслы языковых форм. И воспроизводят их.
На лекциях доктора филологических наук Евгения Евгеньевича Стефанского научимся распознавать эти глубинные коды. Различать временное и вечное. И видеть в литературе отражение универсальных тем человеческого опыта. Дух захватывает!
«Великие произведения литературы подготовляются веками, в эпоху же их создания снимаются только плоды длительного и сложного процесса созревания».
М.М. Бахтин, философ и литературовед
Зачем видеть культурные коды в литературе?
Образы и сюжеты, которые столетиями хранит культура, помогают глубже раскрыть смыслы литературных произведений (иногда от этой глубины может закружиться голова).
Это ключ к пониманию авторского замысла и живой связи с традицией. Чтение перестает быть только лишь интеллектуальной практикой — и становится встречей с древней мудростью, зашифрованной в словах.
Изучая культурные коды, мы видим за строками текста то, что объединяет людей вне времени и географии. Так литература становится продолжением и отражением коллективного опыта человечества.
Эксперт
Стефанский Евгений Евгеньевич — доктор филологических наук, автор более 150 научных работ (в том числе 4 монографий). Научные интересы: славянское языкознание, лингвокультурология, этнолингвистика. Директор Центра довузовской подготовки Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева. Лауреат Губернской премии (Самарская область) в области науки и техники. Автор книги «Миф в слове и поэтика сказки» (совместно с С.З.Агранович).
Что вы узнаете?
Как в литературе отражается опыт, верования, мировоззрение людей
Любопытное о происхождении русской обсценной лексики и «волчье-песьей» фразеологии
Как одни и те же понятия могут иметь различное символическое значение в разных языках
Как «бродячие» фольклорные сюжеты работают в «письменной» литературе
Как древнейшие культурные сценарии, восходящие к мифу и ритуалу, веками сохраняются на периферии коллективного сознания, а в определенные моменты актуализируются
Программа
Лекция 1. «Где-то там позади». История литературного произведения до его создания и ключевые концепты лингвокультуры
Лекция 2. Обряд «Конница королей» и концепты «LĺTOST» и «ZÁŠŤ» в романе М. Кундеры «Шутка»
Лекция 3. Социальная матрица «волчьей маргинальности» и концепт «LJUTOST'» в повести А. Куприна «Поединок»
7 августа, четверг, в 19:00 (мск)
Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание повести.
Концепт «LJUTOST'» как синкретическое сочетание жалости и жестокости и его формирование в рамках «волчье-песьих» союзов
Отражение социальной матрицы «волчьей маргинальности» в повести «Поединок"
Жестокость и жалость в эмотивном поведении героев повести «Поединок"
Любовный треугольник «Ромашов-Николаев-Шурочка» и древняя модель «пес-волк-валькирия»
Лекция 4. Концептосфера романа М. Кундеры «Книга смеха и забвения»
Цена 1500 руб.
Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться