Саморазвитие [ММОМА] [Кирилл Алексеев] От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана. Лекция 6 (2025)

Moderator
Команда форума
29 Мар 2020
302,925
1,588,842
113
Голосов: 0
#1
[ММОМА] [Кирилл Алексеев] От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана. Лекция 6 (2025)


Описание [ММОМА] [Кирилл Алексеев] От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана. Лекция 6 (2025):




Курс Кирилла Алексеева предлагает рассмотреть искусство XX века как целостный, но многоголосный процесс, в котором отечественные и зарубежные направления активно взаимодействовали, спорили и взаимно обогащались. Лекции охватывают ключевые этапы развития искусства — от романтических фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критической оценки глобализации и расцвета художественных институций в 1990-е годы.

Слушатели узнают, как художники разных эпох и культур вели вневременной диалог, несмотря на разделяющие их временные и географические барьеры.

Лекция 6: От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана

Наш анализ начинается с 1939 года, когда Клемент Гринберг опубликовал статью «Авангард и китч», противопоставив модернизм как «высокую культуру» массовой культуре и задав тон последующим послевоенным дискуссиям.

С началом Второй мировой войны ведущие представители европейского авангарда — сюрреалисты во главе с Андре Бретоном, Максом Эрнстом и Марселем Дюшаном — переехали в Нью-Йорк, где сформировали основу для новой арт-сцены. В это же время в философии развивался интеллектуальный контекст, который существенно влиял на искусство: в 1942 году Альбер Камю выпустил «Миф о Сизифе», а через несколько лет Жан-Поль Сартр представил «Бытие и ничто», что положило начало экзистенциализму — ключевому мировоззрению второй половины века, которое нашло отражение в перформансах и хеппенингах.

Америка заняла лидирующие позиции на художественной арене. Персональная выставка Джексона Поллока в 1943 году ознаменовала рождение абстрактного экспрессионизма, а выставка «14 американцев» в MoMA (1946) укрепила позиции Нью-Йоркской школы вокруг Аршила Горки и Виллема де Кунинга. В то же время Европа искала свои пути: группа Cobra выступала за спонтанную живопись как форму протеста, а её радикальный «Жёлтый манифест» отвергал рационализм. В 1960 году Аллан Капроу своими хеппенингами кардинально размыл границы между искусством и жизнью.

Теоретические исследования искусства достигли нового уровня. В 1947 году Андре Мальро опубликовал «Воображаемый музей», размышляя о глобальном искусстве в эпоху репродукций. В 1950 году Мартин Хайдеггер в лекциях «Исток художественного творения» предложил феноменологию искусства как «раскрытия бытия».

Подробнее:


Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться

Скачать курс [ММОМА] [Кирилл Алексеев] От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана. Лекция 6 (2025):


Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться
 
Последнее редактирование модератором: