Скоро Мыслить искусство. Мыслить как искусство. Лекция 6. Цифровая революция и новые медиа [ММОМА] [Валерия Путинцева-Арданская]

Moderator
Команда форума
29 Мар 2020
294,598
1,430,330
113
#1
Мыслить искусство. Мыслить как искусство. Лекция 6. Цифровая революция и новые медиа [ММОМА] [Валерия Путинцева-Арданская]



Курс о том, как философские идеи воплощаются в художественных практиках. Вы научитесь анализировать сложные тексты и визуальные произведения, вести содержательные дискуссии и применять философские концепции на практике. От классики до цифровой эпохи — мы разберём ключевые работы и направления, которые влияют на наше восприятие искусства и самих себя.

Лектор и автор курса: Валерия Путинцева-Арданская — кандидат философских наук, куратор, научный сотрудник просветительского отдела Московского музея современного искусства. Победитель всероссийского конкурса «Знание.Лектор 2024» (из 19.000). Номинант (ТОП-3) премии в области искусствознания «Zverev Art Prize» — «Лучшая книга о современном искусстве», специалист в области философии медиа, визуальных исследований и современной философии искусства.

Лекция 1. Рождение модернизма и массового сознания из духа техники: как поезда и аэропланы изменили мир искусства
27 сентября с 13:00 до 15:00

Первые десятилетия XX столетия прошли под знаком стремительного технического прогресса: железные дороги и авиация, квантовая теория и новые научные парадигмы радикально изменили восприятие пространства и времени. Изменение ключевых познавательных установок стало спусковым крючком для целого ряда художественных направлений: абстракционизм, футуризм, метафизическая живопись.

Одновременно на международных выставках заявляли о себе национальные павильоны, где зарождалась мода на экзотику и "новый руссоизм" — интерес к не-европейским культурам и архаическим формам. Эти тенденции воплотились в эстетике ар-нуво и ар-деко, а также в философских концепциях, переосмысливших место европейской цивилизации (Анри Бергсон, Эрнст Кассирер, Освальд Шпенглер).

Головокружительное ускорение жизни (телеграф заменил почтовых голубей, поезда и автомобили вытеснили конные экипажи) не просто изменило быт — оно перевернуло само восприятие реальности. Одновременно технический прогресс открыл прежде недоступные уголки мира, сделав "экзотику" частью моды и повседневной культуры.

Лекция 2. Сознание, язык и смыслы: контекст и концепт
11 октября с 13:00 до 15:00

Середина XX века ознаменовалась расцветом аналитической философии языка, где логика стала не просто инструментом, а ключевым критерием оценки философских проблем. Мы проследим эту эволюцию — от логических систем Готлоба Фреге и Бертрана Рассела до позднего Людвига Витгенштейна и теории речевых актов Джона Остина.

Этот подход — с его акцентом на примат концепта над формой, критикой языковых условностей и анализом власти дискурса — напрямую повлиял на художественную практику концептуалистов. Такие художники, как Джозеф Кошут и группа Art & Language, сделали текст, документацию и инструкцию основными медиумами искусства, исследуя язык как фундаментальный инструмент познания.

Но действительно ли структура языка диктует нам, как категоризировать мир и мыслить? Мы обратимся к современным научным данным и дискуссиям о влиянии языка на восприятие, включая исследования нейробиологии. Отдельно разберём, как «тёмные паттерны» цифровых платформ — алгоритмы соцсетей и дизайн приложений — перестраивают наше мышление: меняют способы обработки языка, формирования концептов и даже извлечения смыслов. Как это отражается на искусстве и философии сегодня?

Лекция 3. Онтологическое прочтение искусства и философская герменевтика как реакции на «утрату середины»: что изменилось в (мета)модерне?
25 октября с 13:00 до 15:00

1920-е годы, с рождением масс-медиа, стали временем радикальной трансформации общества. Философы Мартин Хайдеггер и Ганс-Георг Гадамер писали об "утрате середины" (Heimweh, "Heimatlosigkeit") — кризисе укорененности и общего смыслового горизонта в мире технического прогресса и ускорения. Если радио и телевидение создали "глобальную деревню" (Маршалл Маклюэн), то одновременно разрушили локальные контексты, усилив отчуждение. Сегодня цифровые соцсети, с их алгоритмическими "пузырями" и симуляцией коммуникации, доводят эту логику до предела, превращая "утрату середины" в ключевую черту (мета)модерна.

Ответом искусства на этот кризис стал поворот к материальности, телесности и пространству — попытка заново осмыслить основы художественного акта в мире, лишенном устойчивых ориентиров. Художники ищут "новую середину" через обращение к классике, метафизическому реализму и вечным темам: жизнь, смерть, миф. Проанализируем работы художников, обращающихся к вечным темам (жизнь, смерть, миф), но через призму современного опыта разрыва (Герхард Рихтер, ранний Георг Базелиц, Егор Кошелев, AES+F). Сформируем взгляд, где пролегает граница между иронией, ностальгией и искренностью в обращении к "вечному".

Лекция 4. Психоаналитическое и (пост)феноменологическое прочтение визуального знака и обман зрения
8 ноября с 13:00 до 15:00

Что если зыбкие образы и визуальные парадоксы — не просто ошибки восприятия, а дверь в механизмы того, как наше сознание собирает реальность? Мы отправимся в путешествие по извилистым тропам восприятия, где теории Фрейда о жутком (Unheimlichkeit) пересекаются с лакановским «взглядом Другого» и бодрийяровскими симулякрами, прячущимися в слепых зонах нашего зрения.

Этот путь приведет нас к (пост)феноменологической традиции Мерло-Понти, где восприятие оказывается живым диалогом между телом и миром — диалогом, который цифровые технологии (VR/AR) радикально переосмысляют, стирая границы между реальным и воображаемым.

Мы проследим, как художники — от сюрреалистов до современных мастеров инсталляции — играют с нашим восприятием, создавая работы, которые ставят под вопрос саму природу визуального опыта. Особое внимание уделим тому, как в эпоху deepfake’ов и NFT традиционные понятия подлинности и авторства приобретают новые, тревожащие измерения.

Лекция 5. Социально-экономические институты искусства: от (нео)марксизма к постфордизму
22 ноября с 13:00 до 15:00

Искусство никогда не существовало в вакууме — оно рождается, живет и умирает в тисках конкретных социально-экономических систем, которые определяют не только его цену, но и саму возможность его появления, признания культурных ценностей и их сохранения. Мы проследим эту взаимосвязь через призму критической теории: от марксистского анализа индустриальной эпохи до постфордистской реальности, где творчество превратилось в один из видов капитала, а производство смыслов — в часть рыночной логики.

Почему музей — это не просто хранилище шедевров, а «поле символической власти» (Пьер Бурдье)? Как культуриндустрия (Теодор Адорно) подавляет подлинный опыт, превращая искусство в товар? И почему постмодернизм (Фредерик Джеймисон) стал культурной логикой позднего капитализма? Мы разберём, как дематериализация труда, гиперпотребление и власть симулякров переформатировали художественные практики.

Гибкие сети, проектный труд, прекаризация художников и фестивальная экономика — всё это признаки новой эпохи, где биеннале, ярмарки и резиденции работают как конвейеры культурного производства. Искусство стало инструментом брендинга территорий и инфраструктурных инвестиций (музейный бум в Азии и ОАЭ). Что это значит для художников, зрителей и самого искусства?

Лекция 6. Цифровая революция и новые медиа в музее и вне музея
6 декабря с 13:00 до 15:00

Философской картой этой темы нам послужит работа Льва Мановича «Язык новых медиа», где пять принципов цифровой культуры — от модульности до транскодирования — остаются ключом к пониманию современного медийного ландшафта с его AI-ботами и метавселенными. Но цифровизация искусства — это не просто оцифрованные каталоги или сайты музеев, а глубинный сдвиг: дематериализация артефакта радикально ставит под вопрос саму «ауру» оригинала в эпоху бесконечного копирования.

Сетевое общество диктует новые правила игры: виральность, алгоритмические ленты, культура репоста и онлайн-коммьюнити в экономике внимания. Границы между создателем и зрителем размываются — через интерактивность и сгенерированный ИИ-контент потребитель становится соучастником творческого процесса.Осмыслим философскую цифровой трансформации мира – это освободительная сила, открывающая беспрецедентные возможности для выражения, демократизирующая доступ и ломающая старые иерархии? Или она несет с собой новые цепи – зависимость от платформенного капитализма, усугубление цифрового неравенства и вечную гонку за ускользающим «актуальным»?

Музей сегодня — это гибридная машина ощущений, где традиционная функция архива наследия встречается с цифровым интернет-серфингом. Онлайн-архивы и виртуальные туры расширяют доступ, но обостряют главный вопрос: сохраняется ли магия подлинной встречи с искусством, когда экран становится основным медиумом восприятия?

Цена: 600 руб.


Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться