Скоро От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана. Лекция 6 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]

Moderator
Команда форума
29 Мар 2020
294,598
1,430,330
113
#1
От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана. Лекция 6 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]



Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е.

Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.

Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана

Наш отсчёт начнётся с 1939 года — с эпохальной статьи Клемента Гринберга «Авангард и китч», где он противопоставил модернизм как «высокое искусство» массовой культуре, задав тон последующим послевоенным дебатам.

С началом Второй мировой войны ключевые фигуры европейского авангарда — сюрреалисты во главе с Андре Бретоном, Максом Эрнстом и Марселем Дюшаном — эмигрируют в Нью-Йорк, формируя основу для новой арт-сцены. Параллельно в философии складывается интеллектуальный ландшафт, который напрямую влияет на искусство: в 1942 году Альбер Камю публикует «Миф о Сизифе», а несколькими годами позже Жан-Поль Сартр выпускает «Бытие и ничто». Так рождается экзистенциализм — одно из ключевых мировоззрений второй половины века, отразившееся в перформансах и хеппенингах.

На художественной карте лидирующие позиции занимает Америка. Персональная выставка Джексона Поллока в 1943 году знаменует рождение абстрактного экспрессионизма, а выставка «14 американцев» в MoMA (1946) консолидирует Нью-Йоркскую школу вокруг Аршила Горки и Виллема де Кунинга. В это же время Европа ищет собственные пути: группа Cobra выступает за спонтанную живопись как форму протеста, её радикальный «Жёлтый манифест» отвергает рационализм. В 1960 году Аллан Капроу своими хеппенингами радикально стирает границу между искусством и жизнью.

Теоретическое осмысление искусства достигает новых вершин. В 1947 году Андре Мальро публикует «Воображаемый музей», размышляя о глобальном искусстве в эпоху репродукций. В 1950 году Мартин Хайдеггер в лекциях «Исток художественного творения» предлагает феноменологию искусства как «раскрытия бытия».

Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ.

Программа

Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.

11 ноября
Цена 600 руб.


Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться