Скоро Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х . Лекция 1 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]

Moderator
Команда форума
29 Мар 2020
294,598
1,430,330
113
#1
Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х . Лекция 1 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]



Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х . Лекция 1 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]

Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е.

Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.

Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х

В разгар промышленной революции европейская культура создала ей эстетическую антитезу — стиль модерн, изящный, утончённый и насыщенный идеей «искусство для искусства». У него было множество названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style в Англии. Российский модерн за рубежом чаще всего ассоциировался с дягилевскими «Русскими сезонами».

Однако в самой России ранний модернизм был решительно отвергнут авангардом как «буржуазное» искусство. Всеволод Мейерхольд писал: «Страшно, когда со сцены веет знакомыми мотивами из „модернистских“ журналов вроде Die Kunst, The Studio, Jugend. Страшно, если art nouveau и modern style, которые теперь всюду — на тросточках, на домах, в кондитерских и на плакатах, — проникнут на сцену, хоть и в более благородных формах». Для авангардистов модерн казался упадническим и декадентским, устремлённым к вневременной эстетике и гармонии «человеческих» форм.

И всё же именно эта ветвь русского искусства рубежа веков станет в центре внимания открывающей лекции. Речь пойдёт об объединениях «Мир искусства», «Бубновый валет» и «Голубая роза» и мотивах, проявившихся как в павильонах Фёдора Шехтеля на Парижской выставке, так и в легендарных «Русских сезонах» Дягилева. Мы также поговорим об Аристархе Лентулове, Константине Сомове, Михаиле Нестерове и Константине Малявине, рассматривая особенности их изобразительного языка и его место в художественном ландшафте эпохи.

Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ.

Программа

Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.

23 сентября
Цена 600 руб.


Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться