Голосов: 0
#1
Описание [Страдариум] Социальная антропология - открытия, изменившие мир (2024):
В школах не преподают социальную антропологию — и это очень жаль! Но если бы этот предмет был включён в школьную программу, что бы мы узнали?
Курс рассказывает о том, как изучение других культур помогает лучше понять себя, как древние мифы связаны с современным Голливудом и почему для борьбы с наркоторговлей важно знать их ритуалы.
Мы поговорим о пяти ключевых открытиях в антропологии, связанных с мифами, ритуалами, деньгами и символическими границами. Вы увидите знакомые вещи в новом свете.
В результате обучения вы:
поймёте, как в разных культурах, включая нашу, устроены ритуалы, объединяющие людей и мифологические представления, объясняющие мир;
познакомитесь с классическими антропологическими исследованиями, которые изменили мир.
Программа курса:
Лекция 1. Всё относительно! — открытие социального релятивизма.
Антропологи отправляются в далёкие страны, чтобы изучить ценности, которые кажутся европейцам странными, и понять, что не существует единых нравственных законов. Представление о норме уникально для каждой культуры (это и есть социальный релятивизм).
Это открытие приводит к неожиданным изменениям в европейской культуре, меняет отношение к мигрантам, социальным институтам и даже сексу.
Обсуждаем книги:
Маргарет Мид «Взросление на Самоа» (1928)
Бронислав Малиновский «Секс и вытеснение в обществе дикарей» (1927)
Судхира Венкатеш «Главарь банды на день» (2008)
Лекция 2. Расскажи мне твой миф, и я скажу, кто ты.
В школе нам говорили, что мифы возникают случайно, когда первобытные люди пытались объяснить непонятные явления природы. Но так ли это? Почему мифологические истории из разных частей мира так похожи? Что такого важного есть в мифах, что люди продолжают их пересказывать? Почему мифология не исчезла с появлением науки?
Обсуждаем книги:
Владимир Пропп «Морфология сказки» (1928)
Леви-Стросс «Структурная антропология» (1958)
Мэри Дуглас «Чистота и опасность» (1966)
Hortense Powdermaker «Hollywood: The Dream Factory, An Anthropologist Looks at the Movie Makers» (1951)
Лекция 3. Колдовство и коррупция: как на самом деле работает магическое мышление.
Невозможно убить соседа, пронзив его сердце похожей на него куклой. Это очевидно. Но почему тогда магическое мышление до сих пор существует? Зачем оно нужно обществу? Зачем экономисты и маркетологи изучают «законы» магии? И как связана магия с коррупцией?
Поговорим о книге Э. Эванс-Притчарда «Колдовство, оракулы и магия у азанде» (1937) и испытаем на себе силу магических заклинаний.
Лекция 4. Дарообмен: как не оказаться съеденными чужаками, а превратить их в добрых соседей?
Многие из вас знают слова «обмыть» и «проставиться». Мы отмечаем покупку, делимся с окружающими своей радостью и сглаживаем неловкость от неравенства. Так мы участвуем в дарообмене.
Социальный механизм дарообмена глубоко укоренился в нашей культуре. Откуда это стремление?
Обсуждаем:
книгу Марселя Мосса «Дар» (1925)
статью Джорджа Фостера «Ограниченное благо» (1965)
Лекция 5. Как ритуалы делают из людей единое общество.
Человек замечает песчинку в глазах другого, но не замечает бревно в своих. Антропологи долго изучали экзотические ритуалы далёких племён, а потом обнаружили, что любое сообщество создаёт множество обрядов. Но почему люди нуждаются в коллективных ритуалах? Откуда берутся подростковые обряды инициации? Почему они такие жестокие?
Обсуждаем книги:
Ардольда ван Геннера «Обряды перехода» (1909)
Виктора Тернера «Структура и антиструктура» (1965)
Подробнее:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться
Скачать курс [Страдариум] Социальная антропология - открытия, изменившие мир (2024):
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться