Скоро Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х Лекция 3 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]

Moderator
Команда форума
29 Мар 2020
294,598
1,430,330
113
#1
Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х Лекция 3 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]



Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е.

Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.

Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х

Во времена расцвета авангарда сам термин «авангард» практически не использовался ни художниками, ни современными наблюдателями. Скорее говорили об оппозиционности искусства — «левых художниках», либо подчеркивали его новизну и устремлённость во время: «будущники», «будетляне», «футуристы».

Внутри авангардного движения существовали разные направления. В линии беспредметности можно выделить крайние позиции: от экспрессивной абстракции Василия Кандинского до строгого супрематизма Казимира Малевича. Одни художники стремились «переживать», другие — «строить». Михаил Филонов совмещал оба подхода, но его «строительный» метод был принципиально иным, чем у Малевича: если супрематизм исходил из геометрии прямой линии и квадрата, то Филонов развивал язык криволинейных, органических форм, близких к природе. Так формировался его «третий путь» — беспредметность, основанная на «природных ощущениях».

Наряду с беспредметными поисками существовала и иная линия авангарда: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Павел Филонов и другие художники зачастую сохраняли связь с предметным миром, пусть и переосмысленным в новых формах.

Авангард — это не единый стиль, а целый спектр художественных языков и концепций, индивидуальных и коллективных. На лекции будут рассмотрены также эксперименты Михаила Матюшина и Елены Гуро, а позже — авангардные новации Эля Лисицкого.

Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ.

Программа

Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.

14 октября
Цена 600 руб.


Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться