Романтизм, предшествовавший реализму, дал мощный толчок развитию новых направлений в искусстве. Однако, путь простого возвращения к классическим античным идеалам был к середине XIX века окончательно исчерпан. Художники новой эпохи обратили свой взгляд на современность, сделав главным героем своего искусства простого человека. Вслед за интересом к личности живописцев все больше стала привлекать его повседневная жизнь, окружение, труд и быт.
Зарождение и расцвет реализма как ведущего стиля совпали по времени с бурными политическими изменениями во Франции и Европе. На фоне революций и социальных потрясений остро встали вопросы справедливости, положения трудящихся и общественных противоречий. Многие художники-реалисты сознательно избирали своей темой окружающую действительность, насыщая ее социальным подтекстом. Они стремились обнажить пороки общества и социальную несправедливость, как это ярко видно в работах Жана-Франсуа Милле и Оноре Домье.
Параллельно с этим возник и другой мощный поток реализма – интерес к природе в ее естественном, неприукрашенном виде. Художники вышли из мастерских на пленэр, чтобы изучать и передавать изменчивость света, атмосферы и скромное очарование обыденных ландшафтов. Так во Франции сложились и развивались бок о бок две значимые школы: социального реализма (часто критического) и пейзажной живописи (Барбизонская школа).
На лекции обсудим:
Трудный путь к признанию: как реалистическому искусству, отвергавшему академические каноны, приходилось буквально "пробивать" себе дорогу на официальные выставки (Салоны), сталкиваясь с сопротивлением консервативного жюри и публики
"Грубость" как упрек: почему новаторские, правдивые картины реалистов (особенно на социальные темы и "негероические" пейзажи) современная критика и публика часто воспринимали как эстетически "грубые", лишенные благородства и красоты?
Непонимание первых барбизонцев: почему первые работы художников Барбизонской школы, писавших скромную природу Иль-де-Франса, поначалу не находили отклика у зрителей, привыкших к идеализированным или драматическим ландшафтам?
Художественная революция и ее последствия: как французским художникам-реалистам удалось изменить само восприятие искусства – что считать достойным сюжетом, что красивым, что истинным? И к каким глобальным последствиям (вплоть до появления импрессионизма) привела эта радикальная смена парадигмы?
28 сентября 2025
Цена 550 руб.
Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться