Скоро Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м. Лекция 5 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]

Moderator
Команда форума
29 Мар 2020
294,649
1,430,794
113
#1
Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м. Лекция 5 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]



Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е.

Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.

Конструктивизм Михаила Гинзбурга и братьев Весниных получил широкое распространение в советской архитектуре 1920-х годов. Этот стиль решительно отвергал архитектурные традиции прошлого и опирался на абстрактные геометрические формы, строго обусловленные функциональными и конструктивными особенностями зданий. Конструктивизм соответствовал революционному духу времени и стал «большим стилем», пришедшим на смену эклектике и модерну предыдущих десятилетий.

Однако, несмотря на его доминацию, параллельно существовали и другие направления. Так, Константин Мельников, представивший на Парижской выставке павильон СССР, вдохновивший Ле Корбюзье, шёл собственным путём. Иван Жолтовский неизменно придерживался неоклассицистической линии даже в «эпоху конструктивизма», а Иван Фомин разработал оригинальный стиль «красной дорики», основанный на переосмыслении классического наследия.

Перелом наступил в 1954 году, когда Никита Хрущёв на Всесоюзном совещании строителей в Кремле резко раскритиковал сталинскую архитектуру за чрезмерную дороговизну и помпезность. Уже через год вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С этого момента общественные и жилые здания лишились декоративного убранства, а советская архитектура, присоединившись к мировому модернистскому движению, стала частью общей системы координат. Документ призывал архитекторов «смелее осваивать передовые достижения отечественного и зарубежного строительства».

«Хрущёвская оттепель» открыла возможности для обмена опытом с коллегами из Западной и Восточной Европы. На лекции будут рассмотрены ключевые примеры нового стиля не только в Москве и Ленинграде, но и в других регионах СССР. Отдельное внимание будет уделено репрезентации так называемого «ленинского стиля» в Ульяновской области и его роли на международной арене.

Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ.

Программа

Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.

28 октября
Цена 600 руб.


Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться