Скоро Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство. Лекция 7 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]

Moderator
Команда форума
29 Мар 2020
294,649
1,430,796
113
#1
Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство. Лекция 7 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]



Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е.

Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.

Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.

В центре этой лекции — проблема беспредметной живописи и эксперименты отечественного искусства: поиски абстракции в 1920-е годы и в период «оттепели» (1959–1965). Почему формальные эксперименты — будь то кинетическое искусство и оп-арт группы «Движение», лаконичные геометрические структуры, ставящие вопрос минимализма в живописи, или сложные метафорические образы Дмитрия Краснопевцева — становились вызовом своему времени?

Мы проследим судьбы ключевых фигур неофициального искусства: бунтарского гения Анатолия Зверева; концептуалистов Михаила Гробмана, Виктора Пивоварова и дуэта Комара и Меламида; мастеров соц-арта и метафизической живописи Эрика Булатова и Олега Васильева; скульптора-нонконформиста Вадима Сидура; лидера «Сретенского бульвара» Дмитрия Прокофьева; театрального художника Бориса Мессерера; философа живописи Оскара Рабина; создателя авторского мифа Льва Кропивницкого и мистического художника Олега Целкова.

Пока андеграунд искал выход в абстракции, кинетизме и концептуализме, в официальном поле искусства эпохи «оттепели» формировалась иная альтернатива как соцреализму, так и неофициальному искусству — «суровый стиль». Это направление стало попыткой обновить язык советской живописи, предложив новый подход к форме и содержанию. Художники «сурового стиля» — Николай Андронов, Павел Никонов, Виктор Попков, Таир Салахов, Гелий Коржев — обращались к повседневности, исполненной напряжения и труда. Их героями становились люди на пределе человеческих сил: геологи в бескрайних просторах тундры, строители гигантских ГЭС в сибирской тайге, рыбаки в штормовом море. В этих образах воспевались мужество, стойкость и сила характера — «суровые» будни, превращённые в новый эпос советского искусства.

Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ.

Программа

Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.

25 ноября
Цена 600 руб.


Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться