Скоро Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х. Лекция 4 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]

Moderator
Команда форума
29 Мар 2020
294,649
1,430,796
113
#1
Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х. Лекция 4 [ММОМА] [Кирилл Алексеев]



Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е.

Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.

Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х

Эта лекция проследит, как революционные идеи начала XX века воплощались в манифестах, институциях и смелых художественных практиках.

Отправной точкой станет открытие Баухауса — легендарной школы, где Вальтер Гропиус провозгласил лозунг «Искусство и технология — новое единство», задавший направление развитию дизайна на весь XX век. В это же время Теодор Адорно делает первые наброски своей «Эстетической теории», где звучит критика массовой культуры и коммерциализации искусства — тем, которые станут центральными для будущих десятилетий.

Параллельно в Париже возникает мощная альтернатива рационализму. Первая выставка сюрреалистов 1922 года с участием Макса Эрнста, Рене Магритта и Жоана Миро предвосхищает публикацию «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона (1924), провозгласившего искусство пространством автоматического письма и освобождения подсознательного. В эти же годы Эрвин Панофский публикует труд «Перспектива как символическая форма», закладывая основы иконологического метода и меняя сам подход к интерпретации образов.

В Берлине 1927 года проходит выставка «Новая вещественность», где суровый реализм Отто Дикса и Георга Гросса отражает социальные тревоги послевоенной эпохи. Переломным становится 1929 год: в Нью-Йорке открывается MoMA — первый музей, целиком посвящённый современному искусству. Его директор Альфред Барр-младший начинает формировать канон модернизма. В то же время Вальтер Беньямин публикует эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», где ставит под сомнение понятие «ауры» уникальности искусства в век радио, кино и телеграфа.

Завершает это напряжённое пятнадцатилетие знаковая выставка «Международный стиль» в MoMA (1932), где работы Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ окончательно закрепляют канон модернистской архитектуры, определивший облик городов XX века.

Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ.

Программа

Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.

21 октября
Цена 600 руб.


Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться