Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е.
Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Начало 1990-х стало для российского искусства временем подлинного основания. Именно тогда происходило становление институций, открывались первые галереи и школы, готовившие художников и теоретиков нового поколения. На фундаментальном уровне развивался арт-рынок, переопределяя представления о системе искусства и способах функционирования художественного процесса. Фактически с нуля формировалась целая экосистема: легендарная галерея «Риджина» стала локомотивом нового рынка, запустилась международная ярмарка «Арт Москва», а в 1999 году открылся первый государственный музей современного искусства — ММОМА, созданный Зурабом Церетели.
Вместе с институциями перестраивалось само понимание искусства. Стремительное развитие рынка — появление первых аукционов и коллекционеров нового типа — меняло представление о ценности произведения, статусе художника и способах его выживания. Возникали острые вопросы атрибуции, сохранности (особенно для перформансов и инсталляций) и экспертизы. В ответ на эти вызовы формировался новый язык критики и теории, который создавали Виктор Мизиано, Екатерина Дёготь, Екатерина Бобринская, осмысляя специфику локального контекста в глобальном поле.
Важнейшей чертой эпохи стала мощная художественная самоорганизация, активно развивавшаяся за пределами Москвы. В Петербурге царили эстетика «Некрореализма» (Евгений Юфит, Владимир Кустов) и неоакадемизм Тимура Новикова и его «Новой Академии». Нижний Новгород, Урал и Новосибирск создавали собственные уникальные сцены, дополняя многоголосие десятилетия.
Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ.
Программа
Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.
9 декабря
Цена 600 руб.
Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться