Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е.
Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Всего за полтора десятилетия на рубеже XIX–XX веков в искусстве произошла подлинная революция, заложившая основы всего художественного языка XX столетия. Эпоха буквально взорвалась чередой знаковых выставок и публикаций. Парижская всемирная выставка открыла миру стиль ар-нуво, посмертная экспозиция Ван Гога потрясла современников, а книга Алоиза Ригля «Проблема стиля» провозгласила идею саморазвития искусства и стала краеугольным камнем формалистической эстетики. Создание Венских мастерских с их строгим геометризмом предвосхитило Баухаус, а берлинская выставка Эдварда Мунка «Фриз жизни» с мотивами тревоги и смерти дала мощный толчок немецкому экспрессионизму. В эти же годы рождается фовизм: на Осеннем салоне Матисс эпатирует публику «дикой» яркостью красок.
Посмертная выставка Поля Сезанна становится отправной точкой для кубизма, идеи которого подхватывают Пикассо и Брак. 1907 год становится переломным: Пикассо создаёт революционных «Авиньонских девиц», знаменующих начало кубизма; Вильгельм Воррингер публикует труд «Абстракция и вчувствование», формулируя теорию абстракции; а Филиппо Томмазо Маринетти выпускает манифест футуризма, воспевающий скорость и разрушение традиций.
Лектор и автор курса: Кирилл Алексеев — кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ.
Программа
Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
Лекция 2. Рождение нового языка: модернизм в Европе и за ее пределами (от 1890-х к 1910-м годам)
Лекция 3. Художественные сообщества России начала XX века. Споры о путях и формах 1910-х и 1920-х
Лекция 4. Поиски новой истины: между истиной Bauhaus и поисками сюрреалистов на карте мира от 1920-х до 1940-х
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Лекция 7. Искусство СССР и визуальные коды 1960-1980-х: «суровый» стиль и неофициальное искусство.
Лекция 8. Вечное возвращение живописи в мировом искусстве 1960-1980-х: после поп-арта и против искусства как товара
Лекция 9. (Пост)советское в эпоху 90-х: от частных художественных практик к институциональным стратегиям
Лекция 10. Десятилетие, переформатировавшее карту мирового искусства: от 1990-х к 2000-м.
30 сентября
Цена 600 руб.
Скачать:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться