Голосов: 0
#1
Описание [Точка Интеллекта] Культовые персонажи мировой литературы (2022):
Цикл историко-культурологических лекций, посвящённых ключевым персонажам мировой литературы: Дон Жуану, Дон Кихоту, Фаусту и Гамлету.
Почему именно эти герои стали столь значимыми для мировой литературы? Какие идеи они несут в себе? Как они были созданы и откуда черпают своё вдохновение? Как переплетаются реальность и вымысел?
Можно сказать, что великие романы — это своего рода шифр. Разгадывание скрытых посланий, оставленных авторами, поиск глубинных смыслов и парадоксов — это увлекательное путешествие в историю, которое позволяет увидеть связь между реальными событиями и художественными образами, историческими личностями и героями романов, предвидениями и литературными персонажами.
Программа
Лекция 1 — Дон Жуан
Этот образ возник в средневековой Испании в эпоху Реконкисты. Он был героем романсов. Затем в эпоху барокко испанский драматург Тирсо де Молина написал пьесу «Севильский озорник». Спустя несколько лет эта пьеса привлекла внимание Мольера. Мольер в то время был приверженцем философии либертинажа и учения Гассенди. К тому же галантный век эпохи Людовика XIV, когда разврат стал модным явлением, создал благодатную почву для расцвета образа Дон Жуана.
Он стал ключевой фигурой дворянской культуры. Мольер создал лучший образец так называемой «высокой комедии». Дон Жуан приобрёл философский смысл.
Он стал героем великих музыкальных произведений Моцарта. Затем этот образ воплотился в творчестве Байрона и Пушкина. Он также стал частью современного Голливуда — фильма «Дон Жуан де Марко». Идея Дон Жуана нашла своё отражение и в фильме Феллини «Казанова».
Так что же скрывает в себе образ этого известного соблазнителя? И только ли в этом его суть?
Лекция 2 — Гамлет
Ещё один персонаж мировой литературы, который выходит за рамки обычного психологического портрета.
Гамлет — это не просто гениально описанный человеческий тип. Гамлет объединяет в себе множество человеческих судеб. И если многие современные писатели не могут создать запоминающийся образ одного героя, то гений Шекспира смог сделать невозможное: его Гамлет проявляется в поведении многих других литературных персонажей, создавая своего рода матрицу, из которой вырастают запоминающиеся характеры вплоть до постмодернистского романа Айрис Мёрдок «Чёрный принц», вплоть до мультфильма «Король Лев», до фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». И этот список можно продолжать, включая в него героев Ивана Тургенева и других. Почему так происходит? Что скрывается в этом образе? Какова его история? В чём его магия?
Лекция 3 — Дон Кихот
Дон Кихот — это не городской сумасшедший с тазиком для бритья на голове. По мнению испанского философа Унамуно, Дон Кихот — это испанский Христос. Почему именно испанский? Потому что у каждого народа складывается свой образ Христа. Во многом поэтому в Испании в конце XIX века появилась религия под названием кихотизм.
Дон Кихот — это культурный код Испании. Именно поэтому каждая новая сессия испанского парламента начинается с чтения вслух любимого отрывка из великого романа. А в 2005 году ЮНЕСКО объявило 2005 год годом Дон Кихота, потому что в этом году исполнилось 400 лет с момента выхода первого тома великого произведения.
Почему этому литературному герою были оказаны такие почести?
Какую тень на мировую классику он бросил?
Какой психологический архетип он представляет?
Дон Кихот — это только положительный образ или нет?
Что в нём революционного?
Представляет ли он какую-либо опасность?
Как связан фанатизм и Дон Кихот?
Лекция 4 — Фауст
Фауст — это всегда договор с дьяволом. Это может показаться чем-то пафосным. Существует ли дьявол на самом деле? Психологи утверждают, что да. Скотт Пек, например, в своей книге «Люди лжи» приводит реальные примеры таких договоров. Юнг называет дьявола архетипом Тени, который живёт в каждом из нас.
Но не только психология делает тему Фауста актуальной. Со времён раннего христианства дьявол стремился заключить договор с человеком. Например, легенда о Симоне Маге, описанная в романе «Иллюзионист» современной английской писательницы Аниты Мейсон.
Так почему же именно в эпоху Возрождения эта тема стала особенно популярной? Почему в эпоху Просвещения, когда разум был на первом месте, к ней обратился Гёте, великий поэт и масон, принадлежащий к ложе Иллюминатов?
Лектор
Российский писатель, литературовед, публицист, переводчик. Профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета Московского педагогического государственного университета.
Лекции Евгения Викторовича — это настоящий кладезь знаний для всех любителей литературы.
Подробнее:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться
Скачать курс [Точка Интеллекта] Культовые персонажи мировой литературы (2022):
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться